Архитектор Чарльз Корреа

Как символическая структура создан и «Видхан Бхаван», комплекс построек законодательного собрания штата Мадхья Прадеш на вершине холма Арера близ города Бхопал, Индия (1982-1996). План комплекса вписан в круг, выражающий идею цельности. Крест осей, с центральным холлом на их пересечении, образует некое дисциплинирующее начало — впрочем, оно не навязывает целому строгой регулярности. Комплекс пронизан чередой дворов и проходов, их лабиринт расчленяет сооружение на соразмерные человеку пространства. Четыре сектора, граница между которыми размыта, имеют, однако, функциональные ядра, определяющие основные формы деятельности: залы заседаний нижней и верхней палат Ассамблеи штата, универсальный зал и библиотеку Архитектор Чарльз Корреа, в соответствии с тем, что примыкает к нему изнутри, — меняет высоту и пластическую разработку, то опускаясь до низкого барьера и открывая вовне один из дворов, то поднимаясь глухой высокой стеной, обрисовывающей сечение универсального зала с акустическим потолком, то обрамляя входы на пересечении с главными осями. Проходы расположены по периметру дворов, а в середине их разбиты регулярные сады. Преобладают гладкие поверхности стен, окрашенные или облицованные камнем, выявляющие структуру пространства. Арсенал форм, рожденных фантазией Корреа, включает многочисленные отсылки к его учителю, Ле Корбюзье. Сложился непринужденно естественный синтез местной культуры и интернациональных начал, современного и обращений к истории. Целое воспринимается как идеальный город, со всей присущей городу сложностью, сочетанием общей закономерности и моментов неожиданности, одновременным присутствием различных временных пластов. В девяностые годы Корреа выдвинулся как лидер архитектуры Индии и одна из крупнейших фигур в общемировой панораме.

Свое положение в индийской архитектуре закрепил и Радж Ревал, индивидуальность которого становилась все более определенной. Он углубленно работал над использованием пластических свойств материалов (кирпича, бетона, местного камня) и транслируемой в современность морфологии архитектурного языка времен Могольской империи. «Деревню» для Азиатских спортивных игр 1982 г. он построил в Дели как высокоплотный комплекс малоэтажной застройки (ставший по окончании игр кварталом «среднего слоя»). Целостная ткань района подразделена на компактные группы с озелененными дворами. Минимальный набор форм приведен к сложным пространственным ритмам чередования.