Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Общественные здания, построенные в рамках «интернационального» направления, не обладают какими-либо специфическими чертами, отличающими их от построек иностранных архитекторов. Несколько иначе обстоит дело с массовыми типами зданий, в первую очередь с современным жилищным строительством. До сих пор оно практически еще не вышло из стадии экспериментов. В отличие от предыдущего периода после 1945 г. наблюдается стремление строить новые жилые кварталы на свободных территориях в соответствии с современными требованиями градостроительства. Типы массового жилища чрезвычайно разнообразны. Планировочная структура домов, как правило, основана на образцах, построенных в развитых странах с умеренным климатом, и недостаточно полно отвечает условиям жизни в тропиках. Требования солнце- и влагозащиты, интенсивного сквозного проветривания, ориентации зданий часто не выполняются. Вместе с тем именно эти специфические требования, ставя проектировщиков в очень жесткие рамки, предопределяют необходимость создания принципиально новых типов квартир и домов.

Использование планировочных схем квартир, распространенных в странах с умеренным климатом, возможно в тропиках лишь при условии полного или частичного кондиционирования воздуха в жилых помещениях. Сейчас такие установки дороги, и массовое их применение в Юго-Восточной Азии малореально в течение ближайших десятилетий. Кроме того, до сих пор не исследован вопрос, как постоянная смена микроклимата, неизбежная при кондиционировании воздуха в помещениях, может отразиться на здоровье людей.

Интересны с точки ‘зрения своеобразия архитектурных образов некоторые мемориальные сооружения в городах Юго-Восточной Азии. Среди них ведущее место занимают обелиск Независимости в Рангуне (1948, инж. У Он Чейн;) и монумент Независимости в Пном-Пене (1955, арх. Ван Моливан;). Пятидесятиметровый железобетонный обелиск в Рангуне имеет в плане форму пятиконечной звезды. У его основания расположены пять меньших обелисков. Такая композиция символизирует структуру Бирманского Союза, состоящего из пяти автономных республик, объединенных вокруг центрального правительства. В Пном-Пене монумент выполнен в формах, напоминающих древние пранги Ангкора.

Выявление национальных черт в мемориальной архитектуре — задача менее сложная, нежели создание национального характера в облике массовых жилых и общественных зданий. Тем не менее решение ее очень важно, поскольку именно в композиции мемориальных сооружений нередко намечаются основы новой эстетики того или иного направления развития архитектуры.

Наряду с относительно интересными решениями мемориальных сооружений в Юго-Восточной Азии можно наблюдать и попытки возродить национальное зодчество путем прямого копирования традиционных форм, иногда с некоторой их модернизацией. Ярким примером этого консервативного направления в архитектуре может служить комплекс сооружений, построенных в Рангуне для VI буддийского конгресса, происходившего в 1956 г.. Центральными сооружениями здесь явились храм, известный под названием «Пагода Мира во всем мире», имитирующий традиционные бирманские ступы, и зал заседаний на 10 000 мест в виде огромной искусственной «Пещеры Будды». Авторы этого большого комплекса в соответствии с буддийскими религиозными традициями остаются неизвестными.

Современная архитектура развивающихся стран Юго-Восточной Азии делает сейчас лишь первые самостоятельные шаги, иногда успешные, иногда подражательные, иногда ошибочные. Нет сомнения, что после установления прочного мира и завоевания подлинной демократии и реальной экономической независимости развитие культуры и, в частности, архитектуры в Юго-Восточной Азии пойдет значительно интенсивнее, и народы этих стран внесут весомый вклад в современную архитектуру, подобный тому вкладу, который был сделан ими в сокровищницу мировой культуры в прошлом.