Архитектура

Кирпичная кладка

В тектонической характеристике стены имело огромное значение умение выразить конструктивными средствами те или иные архитектурно-художественные качества зданий и сооружений, использовать в эстетических целях технические особенности кладки стен. Многообразие видов кладки из естественного камня и кирпича — следствие различий условий строительства, местных традиций, уровня развития мастерства каменщиков. Вместе с тем особенности кладки, как правило, были тесно связаны с господствующими в ту или иную эпоху конструктивными системами зданий и сооружений, которые, в свою очередь, развивались с учетом функциональных и идеологических требований эпохи и отвечающих этим требованиям определенных типов структур. Художественная функция кладки каменных стен была не только следствием местных технических возможностей строительства, но в немалой степени зависела и от общих архитектурных задач данной эпохи или региона.


Характерный пример — квадровая кладка классического периода древнегреческой архитектуры. Ее «ювелирная» точность и тщательность обработки камня представляют собой неотъемлемую часть того целостносовершенного архитектурно-художественного метода, в котором искусство кладки, выразительность пластики, отточенная проработка деталей, точный расчет курватур и многие другие средства композиции не могут существовать в отрыве друг от друга и составляют вместе с художественным замыслом сооружения основу целостного единства форм, высокой архитектурной гармонии.

Применение кладки из тщательно отесанных квадров камня требовало высокого уровня камнетесного мастерства, и не случайно с этим приемом были связаны большие достижения различных периодов в развитии строительного искусства. Вместе с тем широко применялся в кладке стен и грубо околотый камень, причем зодчие использовали этот характер обработки материала для выражения в облике зданий и сооружений суровости и монументальности (Древний Рим, романское зодчество и др.) или простоты и живописности, сочетая при этом иногда естественный камень с кирпичом и известковой обмазкой (Новгородско-Псковское зодчество и др.). Многообразие сочетаний камней различной величины, дающих богатую и индивидуальную для каждого случая фактуру стены,— также один из важнейших источников ее выразительности.

Кирпичная кладка дала широкую возможность воплощения многообразных приемов художественного осмысления стены. Применялись чередование утолщенных слоев раствора с рядами тонкого кирпича (Византия), использование для лицевых сторон стен специальных приемов кладки из кирпича, образующего сложные узоры и членения, введение в облицовочный слой фигурной и обливной, часто цветной керамики (архитектура Средней Азии, русская архитектура XV! I в. и др.).

Оригинальное сочетание кирпича и бетона, в толще которого кирпич выполнял функцию своеобразной арматуры, а снаружи служил его облицовкой, дала древнеримская бетонная техника. Тектонические принципы зодчества Рима были отчасти заимствованы и в архитектуре нового времени. «Расслоение» стены на конструктивный (каменный и бетонный) массив и выполненную из других ллатериалов внешнюю отделку предопределило во многом так называемую «иллюзорную тектонику» стен, когда пластика и фактура фасада практически уже мало зависели от конструктивной основы.

x

Check Also

Небольшое здание студенческого центра

Небольшое здание студенческого центра

Основу сооружения составляют два зала — открытый и закрытый, расположенные по разным сторонам единой сценической ...

Жилой террасный дом

Жилой террасный дом

В свое время еще Юхаии описал элегическую величальную красоте Каутуа. Цель составления плана застройки заключалась ...