Исторические города

Городская среда как комплекс явлений

By 18 февраля 2014 No Comments
Городская среда как комплекс явлений
Городская среда как комплекс явлений

Городская среда как комплекс явлений

Городская среда как комплекс явлений, окружающих человека и вовлекающих его в определенное взаимодействие, все больше становится предметом изучения со стороны весьма различных групп специалистов. Эта тема привлекает психологов, социологов, дизайнеров, художников, архитекторов, и каждая профессия находит свой аспект рассмотрения проблемы. Причем сферы интересов различных специалистов во многом соприкасаются и переплетаются, что с одной стороны, приводит к взаимному обогащению, но с другой, — затрудняет четкое профессиональное размежевание.

Городская среда как комплекс явлений

Городская среда как комплекс явлений

Архитекторам из всего комплекса объектов, рассматриваемых в средовой проблематике, ближе всего два. Во-первых, архитектурно-пространственные реалии города в их связи с ландшафтом. Это наиболее статичная составляющая среды, которую можно условно назвать архитектурной средой или архитектурным слоем среды. Во-вторых, важен круг деятельностных характеристик, которые предопределяются архитектурными решениями в области функционального использования городских сооружений и пространств. Деятельностные характеристики динамичнее архитектурных составляющих среды, они меняются в течение дня и на протяжении десятилетий, часто по-новому заполняя все те же городские структуры. Архитектор учитывает в своем творчестве только наиболее характерные виды деятельностного освоения архитектурной среды, наиболее стабильные для своего времени, для конкретного вида городских структур, для существующего или предполагаемого их использования.

Городская среда как комплекс явлений

Городская среда как комплекс явлений

Обращаясь к интересующему нас аспекту эстетического восприятия среды, следует остановиться на нескольких существенных вопросах. Во-первых, какие составляющие среды должны стать предметом рассмотрения архитектора? Имеем ли мы право ограничиваться статическими, архитектурно-пространственными компонентами, являющимися традиционным объектом эстетического или, точнее, художественного композиционного анализа?

Во-вторых, на чем основывается эстетическое воздействие среды, какие ее качества должны рассматриваться в связи с заявленной темой?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся прежде всего к определению понятия эстетического.