Религия в Японии — это органичное сочетание синтоизма и буддизма. В отличие от Запада, религию в Японии никто не проповедует, и она сама по себе не является доктриной, а является чем-то вроде морального кодекса, образа жизни, олицетворяет собой культурную и социальную ценность народа.

За каждым храмом присматривает семья, которая не только поддерживает порядок и чистоту, но и живет на территории храма. Эти обязанности переходят из поколения в поколение внутри семьи. В японской религии отсутствуют религиозные молитвы, их место заняли просьбы об исполнении желания у богов.

Религия мало обсуждается в повседневной жизни японцев, и большинство из них редко ходят в храм, хоть и считаются весьма религиозными. Большинство японцев прибегает к религиозным ритуалам при рождении ребенка, браке, смерти, а также при проведении мацури (фестивалей).

Религиозные фестивали

Хотя в Японии существует много праздников и святых дней в течение года, главными событиями остаются Новый год (Ошогатсу) и Дни упокоенных (Обон). Новый год празднуется с 1 по 3 января. Большинство людей посещают храмы ночью 31 декабря, чтобы отметить приход Нового года. С наступлением Нового года, колокола в храме звонят 108 раз, что символизирует избавление от 108 человеческих грехов. При звоне колоколов происходит первое посещение храмов, которое называется Хатсумод.

Рядом с храмами расположены украшенные киоски, в которых продают талисманы, сувениры, обереги и прочее. Под конец посещения святыни, японцы подходят к Омикудзи (Стена гадания), где они проверяют свою удачу, срывая случайную бумажку, на которой может быть 1 из 12 вариантов удачи от «крупного везения» до «невезения».

Вторым крупным религиозным событием в японском календаре является праздник Обон, традиционно проводится с 13 по 15 августа. Обон — японский фестиваль мертвых, когда духи возвращаются посетить жизнь. Большинство людей соблюдают ритуал, вернутся в свой родной город или в дом их бабушки и дедушки. После чего люди идут к могилам умерших, наводят там порядки и отдают дань уважения мертвым. Таким образом, семейные связи укрепляются и обновляются.

Синтоизм против буддизма

Синтоизм — это первоначальное верование в Японии. Считается, что все природные факторы (горы, деревья, леса, озера животные и даже звуки) содержат «ками» духовную сущность или богов. Принцип синтоизма состоит в жизненной гармонии между человеком и природой. Это нашло отражение в искусстве, таких как икебана (флористики) и бонсай (японский дизайн сада) и ежегодного празднования сакуры (вишни).

Синто только получил свое название, когда буддизм пришел в Японию через Китай, Тибет, Вьетнам, и в конечном счете Корею. Произошло проникновение буддизма на территорию Японии в 6-м веке в городе Нара. Со временем буддизм разделился на несколько направлений, наиболее популярным из которых стал дзен-буддизм. В сущности, синтоизм является духовностью этого мира, его жизнью, в то время как буддизм озабочен душами и загробной жизнью. Это объясняет, почему японцы приняли обе религии, которые существуют вместе без противоречия. Чтобы отпраздновать рождение, брак или хороший урожай, японцы прибегают к синтоизму. А при делах касающихся смерти, как правило, к буддийским обрядам.

Посещая Буддистский храм

Первое, что нужно сделать при посещении храма, остановиться у ворот и сложить ладони вместе, после чего сделать легкий поклон. Далее, как пройдете врата, вы должны остановиться, чтобы вымыть руки в каменном сосуде, который находится сразу при входе на территорию храма. Заполните один из ковшей водой, затем первым делом помойте левую руку. Потом долить в ковш воды, и используя левую помыть правую руку. Некоторые люди также набирают воду в правую руку, чтобы прополоскать рот, но это не обязательно. Когда будете заходить в храм, в обязательном порядке нужно снять обувь и головные уборы.

Также советуется приходить в скромной прикрывающей одежде и выключать мобильные телефоны. Важно помнить, что любая фото или видеосъемка запрещена.

Войдя во двор, зажгите свечу перед главным алтарем храма и поместите ее в стеклянном шкафу. Затем сложите ладони вместе и поклонитесь. Вы также можете зажечь три палочки благовония и вставьте их в большой камень или курильню. Это действие также сопровождается молитвой и поклоном. Важно отметить то, что эти действия не обязательны, можно зажечь благовонные палочки и свечи одновременно.

Если вы хотите более подробно разглядеть интерьер здания алтаря, вы можете подняться по ступенькам и заглянуть внутрь. На входе в храм вы можете кинуть пару йен на пожертвования храму, если вы решите это сделать, то сведите ладони вместе и подумайте о чем-то хорошем.

На выходе из храма, вы должны остановиться у ворот, повернуться, сложить ладони вместе и поклониться, чтобы поблагодарить.

Посещая синтоистский храм

У святыни, как и у храма, есть ворота, которые называются тории, они часто окрашены ярко-оранжевый цвет.

С точки зрения их внешнего вида, Тории выглядят так же, как математический символ числа пи. Как и у врат храмов, при входе и выходе через тории, складывают ладони и делают поклон. Тем не менее, при посещении святыни хлопают дважды, прежде чем делать поклон. Делается это, чтобы вызвать ками.

Внутри храма, вы моете руки, так же как и в храме (сначала левая рука, а затем правая). Затем вы заходите к главному алтарю, хлопаете два раза и делаете легкий поклон. Также вы можете подойти к ящику благотворительности и пожертвовать пару йен храму, после чего нужно хлопнуть в ладоши два раза, помолиться и загадать желание. Также нужно помнить, что при посещении храма нужно выключить мобильный телефон и запрещено снимать фото-видео.