Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Напыщенный, королевский, призванный утереть нос всем остальным зданиям своим величием и богатством ампир в архитектуре появился при Наполеоне. Главное предназначение стиля сформулировал великий император: «Стальная власть, могущественное государство, сильная армия

Правда, покорителю в треуголке пришлось отказаться от величественных памятников. Войны транжирили всю казну государства.

Главными чертами нового стиля стали:

  • Напыщенная театральность при оформлении интерьеров и построек;
  • Использование колонн, лепных карнизов, пилястр и других классических элементов;
  • Заимствование античных мотивов (грифоны, сфинксы, львиные лапы);
  • Соблюдение принципов симметрии;
  • Намеренная демонстрация связи Франции с мощью Римской империи;
  • Режущие глаз красные, белые и синие мотивы;
  • Попытка бессмысленного соединения в одной композиции «помпеянских», египетских, древнеримские и даже "турецких" мотивов.

Главные «задумщики» новой эпохи

  • Ж. Лепер;
  • Ж. Гондуэн;
  • Шарль Персье;
  • Пьер Фонтен.

Последняя «парочка» – придворные дизайнеры и архитекторы Наполеона. Они не прославили свои имена удивительными скульптурами или напыщенными храмами. Но зато успели провести «ряд мелких работ»:

  • Перестройка резиденции его величества (замок Мальмезон);
  • Расширение Лувра;
  • Внутреннее убранство многих дворцов приближенной к императору знати.

Позже исследователь И. Грабарь напишет о Персье и Фонтене как об ограниченных архитекторах: «Это всего лишь педантичные компиляторы. Надоедливые, скучные и не очень-то изобретательные в своих орнаментальных разводах».

Где искать стиль ампир в архитектуре?

Замок Мальмезон: «От величия до абсурда всего лишь шаг»

И этот шаг к глупости и абсурдности сделали придворные декораторы Наполеона. В стремлении сделать Францию похожей на Древний Рим они умудрились изуродовать спальню императрицы Жозефины. Спальные покои превратились в подобие походной палатки римского центуриона, в которой «гуляли» неслабые французские ветра и морозы. А одетая в "римские туники" прислуга стучала зубами от холода и тихонько проклинала характер да вкус его Величества.

Колонна Нельсона – знак великих побед

Созданная в 1840-1843 гг., она стала символом 4-х побед великого Нельсона. Гитлер берег ее как зеницу ока (и собирался даже перевезти в Берлин).

Позже это направление перекочует в Россию. Но сталинский ампир в архитектуре получит совершенно другие оттенки.

А напыщенность наполеоновского стиля так и останется в истории «холодной и бессмысленной диктатурой ампира».