Означал новую веху в развитии готического художественного мышления. В нем не было достигнуто структурной целостности, но его структурные и конструктивные новшества, а также новые масштабы и вертикализм пропорций были сразу оценены французскими зодчими и открыли перед ними новые горизонты. Именно начиная с Парижского собора архитекторы начали соревноваться в стремлении достичь все большей высоты здания. Конструктивные возможности внешней опорной системы стимулировали это соревнование. После Парижского собора внешняя опорная система получила повсеместное распространение в Северной Франции. Даже здания, только что построенные без аркбутанов, как, например, хор церкви Сен-Реми или южное крыло трансепта Суассонского собора, были около 1200 года снабжены аркбутанами. Зодчие же следующего поколения помимо усовершенствования конструктивных качеств этой системы усмотрели в ней возможности, позволившие совершенно изменить внешний облик собора, фактически создать новый образ, какого не знала предшествующая .

Есть основания думать, что Парижский собор воспринимался современниками не только как главный храм столицы государства, но и как некий монументальный знак власти французского короля. Об этом, с точки зрения исследователей Д. Кимпеля и Р. Суккале,17
свидетельствует значительное сходство, существующее между Парижским собором и церковью в Манте, строившейся одновременно с Парижским собором на протяжении второй половины XII века. Эту церковь давно уже принято называть «дочерью Нотр-Дам». Она скромнее Парижского собора по масштабам и не так многосложна, но план ее сходен с парижским: трансепта нет вовсе, короткий трехнефный корпус упирается на западе в двубашенный фасад, многоугольное завершение хора имеет обход по первому и второму ярусам, но лишено капелл.18 Наиболее разительное сходство двух зданий обнаруживается в интерьере — в структуре стен главного нефа и хора, а также в трактовке их архитектурных форм. В церкви Манта над нижним рядом аркад возвышаются эмпоры, идентичные парижским, с огромными проемами, зарешеченными тремя стрельчатыми арками на высоких тонких колонках. Аркада каждого проема охвачена сверху тонко очерченной слепой стрельчатой аркой. Как и в Парижском соборе, между эмпорами и ярусом верхних окон широкой полосой простирается гладко отполированная плоскость стены. В церкви Манта нет роз, заменяющих собой трифорий, но окна эмпор, как и в хоре Парижского собора, круглые. Правда, они не забраны каменной решеткой, имитирующей узор колесных спиц, и снаружи большие круглые отверстия, заполненные простой сеткой железной арматуры, выглядят не очень красиво.

По мнению Кимпеля и Суккале, сходство с Парижским собором было придано церкви Манта ее заказчиками и строителями намеренно. Такое желание объяснялось традиционной зависимостью клира церкви Манта от французского королевского дома, а также положением Манта на тогдашней политической карте. Город Мант находился на самой границе Иль-де- Франса и Нормандии, которой владели Плантагенеты. Церковь в Манте располагалась вблизи от королевского замка, и ее аббата по традиции назначал французский король. При Людовике VII эту должность занимали, один за другим, два брата короля, а в 1159 году аббатом стал сам Людовик VII, и сразу же началось строительство нового здания. Это был период обострения отношений между Францией и Англией вследствие развода Альеноры Аквитанской с Людовиком VII и ее вступления в новый брак, с английским королем Генрихом II. Как полагают ученые, «королевская» иконография церкви пограничного города должна была внушительно напоминать английскому соседу и сопернику о пределах его территории и о значимости власти французского короля.