Впечатление гармоничности в значительной мере предопределено почти квадратным форматом фасадной стены. В XIX века ученые предполагали, что первоначально паперть перед собором лежала ниже, чем сейчас, порталам предшествовали несколько ступеней и потому фасадная стена была больше вытянута в высоту. Однако раскопки начала XX века показали, что за истекшие столетия уровень почвы почти не поднялся и, следовательно, нынешние пропорции фасада таковы, какими они были задуманы.19

Впечатлению ясной уравновешенности парижского фасада способствуют также пропорциональные соотношения его членений. В отличие от фасадов церкви Сен-Дени и соборов Санлиса и Лана, где боковые части фасадной стены значительно уже средней части, благодаря чему архитектурные формы в боковых отсеках выглядят стесненными, в Парижском соборе три вертикальные полосы фасада, разграниченные контрфорсами, мало различаются друг от друга по ширине, и проемы стены располагаются во всех отсеках свободно. Точно так же и два основных яруса фасада — порталов и розы — близки друг другу по высоте. Уже эта равномерная сетка членений создает внутри фасадной стены спокойный и четкий ритм.

В фасадах Сен-Дени, Санлиса и Лана главная задача архитекторов состояла в том, чтобы «сбить» характерную для романской архитектурной традиции ярусность. Для этого они располагали карнизы в боковых и центральной частях фасада на разных уровнях, придавая таким образом всей структуре видимую лабильность. В фасаде Парижского собора вновь совершается возврат к четкой ярусности. Зону порталов отделяет от зоны розы широкий скульптурный пояс «галереи королей». Его разделяющая ярусы функция подчеркнута тем, что он проходит поверх выступов контрфорсов. Подобным же образом непрерывный карниз и широкий пояс верхней ажурной аркады, венчающей фасадную стену, проходят перед основаниями башен. Однако эта нарочитая ярусность — не романская по своей сути. Архитектор обратился к традиционному приему во имя достижения новой, программной системности всей композиции фасадной стены. В позднероманских многоярусных фасадах и башнях на каждом уровне многократно повторяется мотив арки, чаще всего полукруглой. Это могут быть почти одинаковые аркады, как в итальянской архитектуре, или сочетания слепых арок и сквозных проемов, как в английских фасадах, полукруглые арки могут соседствовать с другими формами —трифолиев, квадрифолиев, розеток, многолопастных арок, как в немецких зданиях. В фасаде Парижского собора нет множественности элементов и размельченности, свойственных наружным оболочкам позднероманских храмов. Вся фасадная композиция легко охватывается взглядом, так как она составлена из немногих крупных форм — порталов внизу, «галереи королей», розы и двух комплексов арок по сторонам от нее в средней части фасадной плоскости и ажурной аркады наверху. Этой композиции соответствуют и лаконичные формы башен. Удачно также количественное соотношение пластических форм, отверстий и стенных плоскостей. Взгляд то фиксирует проемы и пластически трактованные многосложные формы, то отдыхает, скользя вдоль гладких участков стены. В отличие от позднероманских зданий, где каждый ярус выглядит самодовлеющим, так как в нем лишь повторяются или варьируются архитектурные мотивы, содержащиеся в других ярусах, фасадная композиция Парижского собора впервые являет собой систему, в пределах которой совершается непрерывное развитие единой композиционной идеи. Оно выражается, в первую очередь, в последовательно осуществляющемся зрительном облегчении массы фасадной стены снизу вверх. Основание композиции составляют массивные контрфорсы и три больших портала, насыщенные рельефной и статуарной скульптурой, притом настолько широкие, что в каждом из них верхняя часть поддерживается средним столбом. Далее следует плотный пластический пояс «галереи королей», аркада, сплошь заполненная статуями. Выше поднимается средняя часть фасада, где скульптурных форм почти нет, архитектурные же формы — роза и сдвоенные проемы по сторонам от нее — более, чем порталы, тяготеют к плоскости. В верхней части стены вновь воспроизведен мотив аркады, но скорее графическими средствами. Это легкая, высокая, сквозная галерея. Вытянутость ее тончайших колонок и стрельчатых арок естественно подготавливает вертикализм узких, длинных сдвоенных проемов башен и слепых арок, декорирующих их срезанные углы.