Пока в Западной Европе бушевало Великое переселение народов, античный мир распадался, Византия вставала на долгий путь своего исторического развития, а на территориях Восточной Европы формировались славянские государства, на Востоке также происходили исторические процессы и события, во многом сходные с европейскими, но отличавшиеся особой цикличностью.

Во-первых, возникла новая религия — ислам, которая в довольно короткие исторические сроки существенно изменила лицо Востока. Также, как и Европа, государства Востока вступают в эпоху Средневековья, ознаменовавшуюся для них достижением подлинного могущества и колоссального богатства. В эпоху Великих географических открытий Х-ХI вв. бедным европейцам Восток представлялся царством роскоши, и это объективно подтверждает его успешное и стабильное развитие. Начало Средневековья на Востоке датируется первыми веками нашей эры. Весь период в целом для стран Востока оказался гораздо более длительным, чем для Запада. Средневековье на Востоке завершится только в XIX в.

Если рассматривать доисламскую историю Востока, то начать следует с первых крупных государств, возникших вдали от Рима и Византии еще в III в. до н.э. Это были Бактрия и Парфия. Бактрия образовалась на части территорий Индии и Афганистана, а также на юге Средней Азии. Она была основана потомками соратников Александра Македонского.

В этих краях и в наши дни бытуют легенды среди правителей княжеств о том, что они ведут свою родословную от великого Искандера. Однако раздираемая внутренними противоречиями Бактрия просуществовала недолго, а на основе многочисленных княжеств, образовавшихся после ее распада, возникла могучая Кушанская империя. Ее территории в основном занимали северную часть Индии. Но и она просуществовала недолго.

А вот Парфянское царство, основанное предводителем кочевого племени Аршаком Митридатом I к югу от Каспия, во время правления династии Аршакедов (225 г. до н.э. — 224 г. н.э.) быстро стало завоевывать земли в Мидии и Месопотамии. После трехсотлетней истории римско-парфянских войн обескровленная Парфия пала. На смену парфянам к власти пришли представители персидской династии Сасанидов.

В одном из княжеств бывшей Парфии, которое носило название Парса, или Персиды, население не являлось потомками кочевников, коими в основном были парфяне. Напротив, здесь культурные традиции уходили корнями в глубокую древность. Собственная религия — зороастризм — основывалась на древнем учении о вечном противостоянии сил Добра и Света силам Зла и Тьмы.

В 226 г. на трон шахиншаха Ирана взошел Ардашир, положивший начало правлению династии Сасанидов, продолжавшемуся свыше четырехсот лет, В результате римско- иранского противостояния Ирану отошли земли Закавказья с Арменией, Картли и кавказская Албания. Сасанидам удалось создать крепкий централизованный государственный аппарат, а зороастризм стал государственной религией. Войны VI и V]] вв. с Византией привели не только к падению династии, но и к исламизации Ирана, что коренным образом изменило многотысячелетнюю историю этой страны.

Причиной столь радикальных изменений было пришествие из Аравии на территорию Византии и Ирана арабов. На обширном и пустынном Аравийском полуострове жили многочисленные кочевые семитские племена, впоследствии получившие название бедуинов. Они издревле передвигались по бескрайним просторам Аравийской пустыни. Жили они в основном за счет скотоводства и торговли.

В оазисах южных районов Аравии возникали мелкие протогосударства. В V—VI вв. бедуины вели торговлю как с христианами, так и с иудеями. Обе религии были хорошо знакомы и южноаравийским арабам, и кочевникам-бедуинам. Тем не менее, они исповедовали примитивную языческую религию и поклонялись богам в своих храмах, наиболее известным из которых был храм Каабы в Мекке, расположенной на западном побережье Аравийского полуострова.

Мекка была значимым центром транзитной торговли. К VI в. транзитная торговля испытывала значительные трудности за счет освоенного морского пути и усилившейся торговли через Междуречье.

В 570 г. Иран завоевал Йемен и окончательно отрезал транзитную торговлю через аравийские земли. Экономический кризис особенно ударил по западному побережью с центром в Мекке, где жили племена курейшитов. Караваны курейшитов, собиравшиеся до двух раз в год, могли состоять из двух тысяч верблюдов, а их товар оценивался в сумму до 50 тыс. золотых монет. Упадок торговли грозил самому существованию Мекки.

Необходимо было искать выход. И он нашелся. Мекка была не первой попавшей в состояние упадка. И другие города и государства оказывались в похожей ситуации, когда необходимо было искать выход. Это удавалось далеко не всем. Многие гибли и исчезали, зачастую даже слипа земли. Арабам удалось не только выжить, но и вытянуть выигрышную карту, которой стал ислам — новая мировая религия, возникшая на арабской почве.

Племена курейшитов поклонялись своему главному богу Аллаху, воплощенному в черном камне в стене храма Каабы. Этот бог и храм Каабы уже тогда почитались как главенствующие в арабском мире, что и явилось связующим звеном с новой религией. Оставалось только отождествить единого бога с властелином Каабы. Родоначальником этой идеи стал Мухаммед (570—632). Он был пастухом из племени курейшитов, затем поступил на службу к богатой вдове, на которой со временем женился.

Брак оказался удачным, несмотря на то что жена была старше мужа на 15—16 лет. От этого брака родилась дочь Фатима — единственный прямой потомок Мухаммеда. Однако торговля шла все хуже, и Мухаммед постепенно склонялся к религиозному поиску, следуя примеру ханифов — проповедников, пытавшихся отыскать истину и нового Бога.

Мухаммед стал одним из многочисленных ханифов. Он усиленно изучал все известные на тот момент религии и религиозные течения, в том числе христианство и иудаизм. В результате долгих поисков и заимствований ему удалось создать новое цельное и стройное учение, которое и легло в основу ислама.

В 622 г. Мухаммед вместе со своими сподвижниками был вынужден покинуть Мекку, так как его учение подталкивало к поиску социальной справедливости и не понравилось мекканским курейшитам. Он ушел в Ятрибу, откуда была родом его мать. Город принял и поддерживал новое вероучение. В честь Мухаммеда он был переименован в Медину — город пророка. 622 год — год переселения — для всех мусульман стал началом нового летосчисления.

Медина и Мекка вскоре объединились под знаменем нового вероучения, и в 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, сделав этот город и храм Каабы религиозным центром ислама. Вскоре Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Экспансию ислама через арабов-му- сульман Мухаммед поддерживал законом распределения добычи: 4/5 отдавалось воинам и только 1/5 — всем остальным.

Этого принципа придерживались и его последователи. В то время арабский халифат успешно расширял свои территории, приобщая к исламу все больше порабощенных народов. С 632 по 656 гг: под халифатом уже находились земли Ирака и Сирии, от Византии к нему отошли земли Палестины, Египта, Ливана, западные земли Ирана вплоть до Закавказья, Магриб в Северной Африке. Халифат превращался в огромную державу, но внутри его раздирали противоречия.

Между родственниками пророка и кланом Омейядов разгоралась борьба за право главенствования в государстве. Родственники пророка образовали политическую группировку шиитов, она и привела к власти зятя пророка (мужа его дочери Фатимы) Али.

Однако Али был убит, и власть захватили Омейяды во главе с Муавием. Халифат Омейядов просуществовал немногим меньше ста лет. Они быстро расправились со сторонниками пророка и установили свою твердую власть, выдвинув на первый план исламизацию завоеванного населения.

Это облегчалось тем, что христиане в Византии и приверженцы зороастризма в Иране достаточно легко воспринимали монотеистическую религию ислама, в которой, с одной стороны, так же как и в их вероучениях, с единым Богом связывалось все самое светлое, справедливое и мудрое, а с другой — Коран имел массу заимствований из этих религий. Кроме того, в первых халифатах экономическая политика облегчала налогообложение мусульманину в противовес человеку, исповедующему другую религию.

Это объясняло тот факт, что повсеместная исламизация шла быстро и добровольно от Испании до Средней Азии, особого принуждения или преследования немусульман халифаты не поддерживали. Вдобавок шла активная арабизация населения за счет освященного Кораном права многоженства. Женщин брали замуж, они сами и их дети становились арабами-мусульманами. Этому способствовало и распространение арабского языка, на котором был написан Коран. Переводить Коран запрещалось.

Обучение начиналось с изучения арабского языка, а затем и самого Корана, что закономерно превращало людей в носителей арабской культуры. Арабский язык был языком делопроизводства, науки и философии, образования и литературы. Признаком образованности и престижного положения в обществе стало знание арабского языка. Арабизации удалось избежать только Ирану с его древними традициями, а также Средней Азии и Закавказью.

Важнейшая особенность всех исламских государств до настоящего времени — полное единение политики и религии. Халиф наделялся всей полнотой власти как светской, так и религиозной. Огромный халифат требовал системы управления на местах, которое осуществляли эмиры, являясь фактическими правителями.

Самым продолжительным стал следующий халифат Аббасидов, который просуществовал почти 500 лет. Династия Аббасидов захватила власть повсюду, кроме Испании, куда бежал один из Омейядов, образовавший там независимый Кордовский эмират, что нашло яркое отражение в культуре и архитектуре Испании.

Времена правления Аббасидов сопровождались невиданным взлетом философии и науки, развитием ислама с его догматами и исламского права. Расцвели города на основе обширнейшей торговли и мастерского уровня ремесла. Изменился подход к формированию армии, где стали служить наемные воины. Главное место занимала гвардия халифов, которая состояла из мамлюков.

Мамлюков набирали в раннем детстве из рабов или беднейших слоев населения и воспитывали в духе абсолютной преданности халифу. Однако из них же сформировалась грозная сила, которая стала диктовать свои условия халифам и выдвигать на трон своих представителей.

При всем своем могуществе халифат начал распадаться на отдельные эмираты, одним из которых стал эмират Сасанидов в Средней Азии. В результате на рубеже IX—X вв. реальная власть халифа была сильно ограничена. Ему в управление остались западная часть Ирана и область с центром в Багдаде. Он фактически был лишен светской власти и остался духовником только для ортодоксальных мусульман-еуннитов, лишь номинально числясь главой всех правоверных. Так халифат просуществовал еще около трех веков.

В конце концов халифат распался на множество государств. В Средней Азии племенем тюрок-огузов (туркмен) было образовано государство во главе с правителем из рода Сельджуков, которые покорили Хорезм. Сельджуки успешно противостояли крестовым походам и представляли собой грозную силу. Распад их государства существенно упрочил позиции правителя Хорезма. В XIII в. хорезмшахи покорили большую часть Средней Азии и Ирана, Афганистан и Азербайджан. Однако они были остановлены монгольским нашествием. Монголы разгромили войска хорезмшаха и вторглись в Иран, сметая все на своем пути. Монгольское государство в Иране просуществовало около столетия, до 1353 г.

Споры и претензии на духовное господство выдвинули на историческую арену партию исмаилитов. В результате в западной части халифата Аббасидов образовался новый халифат Фатимидов, просуществовавший более двух веков, до 1171 г. Фатимиды завоевали Египет и перенесли туда свою столицу, выстроив новый город Аль-Кахира, современный Каир.

Одновременно под властью этого халифата оказалась и Сирия. Это было большой потерей для христианского мира, поскольку в Сирии, в ее провинции Палестине, в Божьем городе Иерусалиме находилась главная христианская святыня — Гроб Господень. Потеря Иерусалима для христианского мира стала поводом для крестовых походов на протяжении XI—XIII вв.

После внутреннего переворота в халифате Фатимидов к власти пришел Саладин, основатель династии Айюбидов. Он занял Иерусалим, и христианам ничего не оставалось, как в результате неудачного третьего Крестового похода под предводительством Ричарда Львиное Сердце договориться с Саладином о выгодном мире и праве христиан на паломничество в святые иерусалимские места.

Население Малой Азии издревле в большинстве своем было христианским. Но соседство с тюрками-мусульманами привело к ассимиляции христианских народов и широкому распространению ислама. Так, население Османского эмирата, сформировавшегося к 1299 г. под правлением бея Османа, состояло в конечном счете из множества народностей, среди которых были армяне, грузины, греки, персы и, наконец, сами турки.

Однако в XIV в. турки испытывали значительное давление со стороны Монгольского государства. Тогда Осман начал откупаться от монголов данью и одновременно завоевывать малоазиатские провинции Византии. За Малой Азией последовали Балканы, а затем и сам Константинополь. В 1453 г. город был взят турками штурмом, в связи с чем и закончилось существование Византийской империи.

А в 1475 г. вассалом стало и Крымское ханство. От Ирана были отрезаны Анатолия и Курдистан, а в 1516 г под власть Османской империи попали Сирия, Хиджаз с Меккой и Мединой. Годом позже был покорен Египет. Так за два с небольшим века Османская империя превратилась в могущественнейшее государство исламского мира. Турция начала угрожать европейским государствам и России, господствуя со своим флотом на Средиземном море. Ее сухопутные войска достигли многих европейских городов и штурмовали саму Вену.

Османская империя при полной автократической власти султана имела одновременно и хорошо работающий административный аппарат. Проблема наследования при огромных размерах гаремов турецких султанов представляла особую сложность, так как наследников рождалось множество. В Турции практически официально закрепляется право убийства воцарившимся султаном всех возможных претендентов на трон и их ближайших родственников.

Все подданные были перед султаном не более чем рабы, и каждый мог закончить жизнь, будучи посаженным на кол. Особую роль в управлении населением играли представители судебно-религиозного аппарата. Судебная практика осуществлялась на основе исламского права — шариата. Судопроизводство было пристрастным и защищало в первую очередь права единоверцев. Турки по преимуществу составляли воинство и частично крестьянский класс. Ремесло и торговля полностью оставались в руках иноверцев — армян, иудеев, греков, кавказцев и славян. Золотым веком империи явилось правление Сулеймана I, или Сулеймана Великолепного (1520—1566). В честь этого замечательного правителя в Константинополе, ныне Стамбуле, была построена прекрасная мечеть Сулеймание, одна из жемчужин восточной мусульманской архитектуры. Однако Турции не удалось устоять перед активно развивающимся западным миром, и к XVIII в. она окончательно потеряла свое могущество.

История средневековой Индии делится на два принципиально отличавшиеся периода. Первый охватывает IV—XI вв., когда Индия переживала постоянную междоусобную войну множества княжеств и борьбу с внешним врагом, в частности наступающим мусульманским миром. Второй период относится к XI — XVIII вв. Это время завоевания Индии мусульманскими правителями и основания империи Великих Моголов (1526—1707). В первый период возникло и погибло под натиском китайских завоевателей государство Харши, за ним на рубеже X—XI вв. распались большие государства Палов и Пратихаров. На юге укрепилось государство Молов, под господством которого оказались Шри-Ланка, Мальдивы и даже Индонезия. Однако к концу XII в. государство Молов также распалось.

Индийские государственные образования первого периода не имели централизованной власти и закона о правонаследовании. Поэтому их только номинально можно было считать феодальными в европейском понимании, где феодал — субъект феодальной собственности. Варно-кастовая система одновременно обеспечивала незыблемость социального устройства государства. Независимо от войн, которые вела правящая верхушка, социальная структура общества оставалась предельно стабильной. Индия являлась очень богатым регионом, из которого качали богатства и иранский Надир-шах, и афганский Ахмад Шах, 14-й падишах Империи Великих Моголов, а затем и английские колонизаторы, для которых Индия стала настоящей сокровищницей с огромными природными богатствами: золотом, драгоценными камнями, пряностями, чаем и экзотическими фруктами. Индия обладала и еще одним феноменом — самым низким налогом-рентой, который составлял всего 1/6 часть урожая. Этого вполне хватало для удовлетворения запросов правящей верхушки, которая была баснословно богатой. К тому же кастовое устройство общества обуздывало аппетиты своих членов, ибо каждый мог владеть лишь тем, что предписывалось в зависимости от касты.

Потребности простого населения были мизерными. Одежда и жилище, определяемые теплым климатом, — самые минимальные и простые, питание — по большей части вегетарианское.

Так индийское общество многие века существовало без особенных коренных потрясений. Государство не очень заботилось о своих подданных, а те жили в рамках саморегулирующихся общин, не испытывая необходимости в тесной связи с властями.

В XI в. многое изменилось для Индии. В 1206 г. на ее территории был образован первый мусульманский султанат тюрков со столицей в Дели. Султанаты просуществовали на севере Индии до 1398 г., когда Тимур нанес окончательный удар по империи, разграбив Дели и увезя в Самарканд множество жителей.

Султанаты других династий просуществовали до 1526 г., когда были разбиты Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов. Мусульманские султанаты не сумели преодолеть молчаливого сопротивления коренной религии и поэтому не получили поддержки населения в борьбе с надвигающимся врагом, что и повлекло за собой их крах. Бабур был выходцем из Моголистана (восточной части Средней Азии, где правили династии тюрко-монгольских родов). Являясь представителем династии Тимуридов, он владел Ферганой и Кабулом. Однако в завоеванной Индии он правил недолго, всего четыре года. Правление его внука Акбара (1556—1605) считается «золотым веком» империи Великих Моголов. Акбару удалось покорить почти всю Северную Индию. От этого времени в городах Северной Индии осталось много замечательных памятников зодчества, представляющих собой прекрасный симбиоз чисто индийской архитектуры и приемов строительного искусства мусульманского мира. Форт Амбер, Агра, Джайпур отстроены в правление Акбара, его сына и внука, Этот мудрый правитель сумел провести ряд реформ, послуживших прочной основой управления страной. Был составлен кадастр земель, которые объявлялись государственными, жестко определен размер ншюгов. Акбар поддерживал в своем государстве дух религиозной терпимости, упразднив неравенство по религиозному принципу. Сам он имел в гареме женщин разного вероисповедания, а троим своим любимым женам построил три отдельных дворца, каждый из которых был возведен в национальных традициях трех религий. К 1632 г. усилиями сына Акбара Джахангира и его внука Шах- Джахана практически вся территория Индии попала под власть Моголов. Однако сын Джахана Аурангзеб, зарекомендовавший себя как кровавый правитель, практически развалил империю преследованиями по религиозному принципу, введением непосильного налогового гнета, что привело к бегству крестьян, нарушению ритма хозяйственной жизни и в конечном счете к разразившемуся в 1702-1704 гг. невероятному голоду, в результате которого только в южном Декане погибло около 2 млн человек. Этим тяжелейшим экономическим кризисом, а также внутренними военными коллизиями среди восставших народов не преминули воспользоваться англичане, с приходом которых началась новая история Индии.

История Китая в XIII в. также связана с монгольским нашествием. На сравнительно быстрое прогрессивное развитие родоплеменной общности кочевого народа и превращение ее в государственные образования немалое влияние оказывало соседство развитого в политическом и экономическом отношении Китая. Междоусобная борьба вождей привела к победе Темучина, который в 1206 г. был провозглашен вождем на всемонгольском курултае, получив титул Чингисхана. Главной заслугой Чингисхана было создание строго организованной армии, которая дача возможность завоевать полмира и угрожать многим сильнейшим государствам. В 1215 г. армия Чингисхана вторглась в Пекин, Китай отважно защищался. По сравнению с молниеносными победами в других регионах достичь полного покорения Китая удалось только к 1280 г. Многие города процветающего Китая были превращены в руины. Монголы были плохими хозяйственниками. Им не удавалось наладить прежнюю работу администрации. Они действовали больше репрессивными методами. Не замечая и не принимая никаких мер по поддержанию сложной ирригационной системы, монгольские правители довели ее до полного развала, результатом которого стали стихийные бедствия.

Великая река Хуанхэ, протекающая по всему Китаю, начала выходить из берегов. Когда Хуанхэ размыла в 1334 г. последние дамбы и вышла из берегов, снося все на своем пути, население восстало против угнетавших его монголов. Восстание охватило весь Китай, в итоге монголы были вытеснены с его территории, и к власти в государстве пришла новая правящая династия Мин. Возглавил ее бывший крестьянин и буддийский монах Чжу Юаньчжан, Он вернул конфуцианские порядки и принципы управления государством, восстановив прежнюю административную систему. Особое внимание придавалось распределению земли, которой наделялось большинство жителей государства с четкими разграничениями и налоговыми обложениями. Такая политика способствовала усилению центральной власти при жестком администрировании внутриэкономических отношений. Китай империи Мин успешно развивался, но уже при наследниках Чжу Юаньчжана их власть становилась все слабее. В стране начало процветать казнокрадство, при императорах ею часто управляли временщики. Хозяйство приходило в упадок. К XVII в. возникла оппозиция, требующая реформ. Но в 1628 г. ее действиям помешало мощное крестьянское восстание. В XVII в. в Китае появились первые европейцы, сначала португальцы, затем голландцы. Китай подпал под власть небольшого народа маньчжуров, который превратил его в Маньчжурскую империю.

Таким образом, развитие средневекового Востока шло разными путями. В отличие от европейского рыночно-частнособственнического хозяйствования с его индивидуально-личностным интересом устройство восточных государств базировалось на командно-административных принципах.