Сегодня мы поговорим о немецком архитекторе, который родился в Берлине, и его имя связано с таким направлением в архитектуре, как интернациональный стиль, школа Баухаус.

Вальтер родился 18 мая в Берлине в 1833 году как третий сын архитектора. Он изучал архитектуру в Техническом университете Мюнхена. В мастерской Петра Беренса он познакомился с архитекторами и Дитрихом Марксом.

С 1923 он работал в Берлине с Адольфом Мейером. В 1919 году он основал Баухаус в Веймаре (в то время он заменял Колледж изящных искусств и Школу прикладного искусства). Во время войны он сначала продолжал работать в Берлине, позже вынужден был покинуть Германию, уехал в Англию, но поселился в США, где преподавал в Гарварде.

Его первые здания в Соединенных Штатах включают жилой комплекс рабочего класса, созданный в рамках программы вооружений, с К. Ваксманом он пытался массово производить семейные дома.

В 1942 году вместе с Мартином Вагнером он создал городскую концепцию — новый жилой комплекс недалеко от Бостона (вмещающий 30 000 жителей). Жилой комплекс был разделен на несколько районов со своими центрами, для всех был общий центр. Разработано в храме Охеб-Шалом (Балтимор, США, 1957 г.), PANAM (Нью-Йорк), Тауэр-Ист (Кливленд, США, 1968 г.). В 1945 году он основал The Architects Collaborative (TAC), а в 1948-1950 годах он также был президентом CIAM.

Американский период

Он оставил Германию в 1934 г. и после трех лет работы в Великобритании был приглашен в Америку, заведовать отделением архитектуры в аспирантуре Гарвардского университета.

В Линкольне, пригороде Бостона он построил для себя дом (1937). Четкие белые формы, в которых абстрактная геометрия преобладает над материалом, обширные проемы, свободный план выделяют постройку как интернационалистскую и модернистскую среди традиционных домов поселка Новой Англии.

Но она заметно отличается и от дома Гропиуса в Дессау, близ Баухауза.

Дело не только в том, что кирпич и бетон заменены американским деревянным каркасом с побеленной тесовой обшивкой. Ушла напряженность формы модернизм начал «одомашниваться» под влиянием американской мечты о коттедже, увитом розами еще верил в формулы рационализма, но уже не был уверен в форме их выражения Утрата духовного климата и людей, окружавших его в Веймарской республике, оказалась для Гропиуса фатальной. Америка не стала для него новой почвой.

Для архитектурного отделения Гарварда приход Гропиуса, однако, означал революцию. «Манипуляции с традиционными элементами были заменены рациональностью болтов и гаек, соединенной с более туманными идеями „новой архитектуры”, настроенными на мотив диктата современной социальной и технической реальности.

Все это дополнялось прогрессистскими сантиментами (хотя изначальные идеологические императивы никогда не раскрывались)». Приглашенный в Гарвард Зигфрид Гидион в 1938 г. прочел курс лекций, опубликованный затем в виде монументального тома «Пространство, время и архитектура», в котором он показал работы Гропиуса и других своих европейских друзей, объединяемых CIAM, как проявление единственной истинной и плодотворной тенденции в современной архитектуре.

Новое поколение американских архитекторов устремилось в Гарвард под крыло нового пророка Среди первых его учеников — П. Рудольф, И. М. Пей, Ф. Джонсон. Вера в него была безграничной, влияние распространялось.

утверждал предопределенность архитектурной формы функциональными, конструктивными и социологическими мотивациями Вместе с тем функционализм эпохи Баухауза использовал приемы формообразования, исходящие от посткубистского искусства — голландского неопластицизма и российского супрематизма Социальная утопия выступала в роли арбитра, примиряющего рационалистическую догму и иррациональность эстетических предпочтений.

Это объединяющее начало ушло из концепций американского периода (что заронило изначальную противоречивость в новые версии функционализма и, как мы увидим, привело его к кризису и появлению альтернатив постмодернизма). Американская культура, с ее стремлением к зрелищности, провоцировала увеличение разрыва между чувством и интеллектом, изначального для концепции Гропиуса.

Вальтер не был индивидуалистом, вся его жизнь и работа была посвящена тому, как сделать жизнь простых людей лучше, и как он весьма преуспел на этом поприще.

Известность пришла к архитектору еще при жизни. Он прожил долгую и насыщенную жизнь и умер 5 июля 1969 года (86 лет) в Бостоне, США.