Характерно, что примеры необарочных и неоэкспрессионистических альтернатив, приведенные выше, связаны с архитектурой разных стран и континентов. В пятидесятые скульптурный экспрессионизм капеллы в Роншане был явлением ошеломляющим, но в своей единичности капелла воспринималась как каприз стареющего гения. В архитектуре же шестидесятых экспрессионистические эскапады увлекли многих, а фоном для них стал кризис рационалистических идей. Однако и в этой ситуации два явления выделились своей исключительностью, став предметом не только дискуссий, но и своего рода профессиональных мифов. Это проект оперного театра в Сиднее, Австралия, который создал датчанин Йорн Утцон (род. 1918), и терминал компании TWA в аэропорту Нью-Йорка, построенный Эеро Саариненом. Сила впечатления, которое они производили, сравнима с эффектом от появления капеллы Ле Корбюзье. Но они уже были восприняты как свидетельство некоего общего процесса, начинающего собой послефункционалистический период в развитии архитектуры XX века.

Интересно, что Зигфрид Гидион, идеолог архитектурного модернизма, наблюдая за началом творчества Утцона, объявил его самым ярким представителем «нового движения», преемником Ле Корбюзье, умеющим соблюдать равновесие между разумом и чувством. Начинал Утцон как сотрудник Гуннара Асплун- да, многое воспринял у Алвара Аалто. Замыслы жилых комплексов, которые он строил с начала 1950-х, соединяли романтичность природных ландшафтов с раскрытием их морфологии; дисциплинированность системного мышления сближала его со структурализмом. Он гибко использовал метод системопорождающих форм, близкий к теориям Кристофера Александера. Для домов с садами «Кинго-хаузис» около Эльсинора, Зееланд, Дания (1956-1960), он использовал выровненные квадратные платформы. На пластичном рельефе они складывались в группы различного очертания, образуя живописную систему, следующую морфологии местности. В нее в качестве одинаковых первичных элементов интегрированы дома с садами на платформах. Во Фреден- борге. Северный Зееланд (1962-1963), связанные в единую цепь дома с садами образуют уложенный по рельефу меандр. В обоих случаях сложные средо- вые структуры складываются из стандартных компонентов, доступных для индустриального производства. Архитектурное пространство развертывается между горизонтальными плоскостями крыши и платформы, на которой разбит участок; они образуют конституирующие элементы архитектурной выразительности, строго разделяющие рационально-геометрические формы архитектуры и органические — ландшафта.