Архитектура московских домов и усадьб

Альбомы Партикулярных строений

By 7 февраля 2014 No Comments
Альбомы Партикулярных строений

Созданные в 1801 -1802 годах «Альбомы Партикулярных строений» М. Ф. Казакова до сих пор являются важнейшим источником наших знаний об архитектуре Москвы второй половины XVIII века. Материалы Альбомов были подготовлены к печати Е. А. Белецкой и опубликованы в 1956 году б.

Альбомы Партикулярных строений

Е. А. Белецкая провела огромную работу по исследованию истории домов и сохранности их в натуре и все же в работе ее встречаются ошибки, а многие уцелевшие доныне дома остались ею не найденными. Между тем, из 103 домов, чертежи которых составляют Альбомы, доныне сохранились не 60, как полагает Белецкая, а 70 (считая сильно перестроенные).

Альбомы Партикулярных строений
Сохранившиеся дома, как правило, дают сведений несравненно больше, чем зафиксировано в Альбомах. Детали убранства, профили, иногда — убранство интерьеров, данные о включении старых палат и множество подобных сведений можно выяснить только при натурных исследованиях. К тому же в Альбомах немало ошибок, а в иных случаях изображены проекты перестройки дома, не всегда осуществленные или осуществленные с отступлениями от проекта. Не менее важно отыскать дом в натуре и для его дальнейшего сохранения. Необходимость такого сохранения совершенно очевидна: здания, считавшиеся памятниками архитектуры уже в 1801 году, не могут не являться таковыми теперь.
Ансамбль Страстной площади
И уж, конечно, совершенно очевидно, что архитектуру невозможно по-настоящему понять не на натуре: масштаб сооружения, его объемное построение, отношение к улице и пейзажу нельзя отразить никакими чертежами. Невозможно понять, например, характер и планировку усадьбы Веневцова, этого купеческого дворца, если не знать на какой улице и на каком рельефе она расположена.

Но и в том случае, когда дом давно исчез, определить место, где он находился, очень важно.

Так, неожиданно разъяснился при этом облик усадьбы Нелидова, из Альбомов совершенно непонятный. Дом Н. Хлебникова оказался небольшим самостоятельным домиком при большой усадьбе и построен (или спроектирован) он был, вероятно, единственно для того, чтобы владелец мог жить в доме, который по масштабу и отделке отвечал бы требованиям нового стиля (дом, аналогичный хлебниковскому или рахмановскому, описан К. Н. Батюшковым в его «Прогулке по Москве» как противопоставление огромным дворцам, к которым он — человек последующей эпохи — относится осуждающе.

Наконец, тот факт, что дом А. П. Шаховской стоял на Арбатской улице по соседству с крупнейшей церковью улицы (Николы Явленного), не только расширяет наши знания о допожарном Арбате, но и архитектуру дома освещает по-новому.

В этой работе даются краткие сведения о домах из Альбомов, не найденных или считавшихся погибшими к моменту выхода Альбомов из печати, домов, которые обнаружены мной при исследовании застройки Москвы, уцелевшей от конца XVIII века. Попутно, при архивных поисках, удалось выяснить местоположение нескольких исчезнувших домов.

Сохранность уцелевших домов различная, но большинству из них не трудно возвратить первоначальный облик. В этом случае Москва приобрела бы еще несколько прекрасных памятников архитектуры.
Господский дом в усадьбе Люблино